Максим Лялин руководит направлением продаж «Цифровая индустрия» в Cloud.ru — ведущем провайдере облачных и AI‑технологий.
Расспросили Максима о его опыте: в каких отделах продаж работал, как там было с доходами и какие встречал ошибки в системах мотивации
Первая компания, где я был менеджером по продажам, предоставляла услуги дата-центра: сервера, стойки, каналы передачи данных. Это был малый бизнес, плавно перетекающий в средний. Выручка — 800 миллионов рублей в год. Отдел продаж был человек на 15.
Потом я работал в облачных провайдерах — и это были уже компании в сегменте среднего бизнеса с годовой выручкой от 2 до 30 миллиардов в год. Отделы продаж там по 50–70 человек в общей сложности.
Начинал я как универсальный менеджер по продажам. Такие люди нужны на начальных этапах развития отделов продаж. Сейлзы-универсалы работают с теми клиентами, с кем получается. Главная задача — поиск новых бизнесов и новых контрактов. Это может быть компания любого размера: ритейл, производство, медицина — все, что угодно. Ты заходишь, куда хочешь и как хочешь. При этом нет разделения на «до подписания» договора и «после». Нашел клиента, подписал его и ведешь дальше, продаешь ему дополнительные услуги, решаешь все его вопросы и проблемы.
С ростом компании в отделе продаж появляется разделение на менеджеров по продажам и аккаунт-менеджеров. Менеджер по продажам заключает контракт и ведет его какое-то время. У провайдеров это обычно год с момента заключения контракта или до конца календарного года. А потом нужно передать клиента фармерам или аккаунтам, которые ведут клиента дальше.