Как создать команду, ориентированную на ценности, и выстроить систему обратной связи, которая поддерживает продуктивность в условиях нестабильности рынка
Мне очень нравится фраза: «рыба гниёт с головы». Если у меня, как у человека, который возглавляет продажи, есть чёткое понимание, зачем я это делаю, то «продать» это команде становится не так сложно. Нанимать людей с похожим майндсетом тоже несложно. Самое трудное — это ответить себе на вопрос: «Почему я занимаюсь этим делом?»
Для меня финансовая мотивация никогда не была превалирующей. Я считаю, что в коммерческих департаментах не у всех людей первичной мотивацией являются деньги. Мы работаем за деньги, но не ради них. Идея о том, что все менеджеры по продажам мотивированы исключительно деньгами, на мой взгляд, неверна. Я как раз тот продажник, который никогда не интересовался только заработком. Поэтому, когда я выбираю новое направление, я всегда взвешиваю, почему я иду именно туда.
Например, когда я решила присоединиться к Авито Путешествия, у меня было три месяца на принятие решения. Я выбирала между тремя направлениями, которые могла бы возглавить. Честно говоря, на тот момент Авито Путешествия казались не самым перспективным выбором. Но моя мотивация заключалась в том, что это был сложный рынок. Это был вызов, и никто не хотел с ним работать, а я хотела попробовать. Мне было интересно испытать себя и разобраться в этом сегменте.
Вторая глобальная мотивация — это рынок. Не продукт и не карьера, а возможность повлиять на рынок, состоящий из 200 тысяч продавцов и 55 миллионов покупателей. Одна треть всего населения страны! Это ощущение, что я могу сделать что-то новое и полезное, было основным драйвером для меня. В других направлениях, которые мне предлагали, уже была устоявшаяся бизнес-модель, а здесь этого не было.
Когда я пришла, у меня было всего пять человек в команде, и они перешли ко мне за идею. Я сказала им, что не могу ничего обещать — возможно, столкнёмся с трудностями, но мы попробуем. Я верила в это, хотя не могла гарантировать ни карьерного роста, ни хороших клиентов. Это была серая зона, но они пришли ко мне, потому что разделяли мою мотивацию. Им уже было скучно в корпоративной истории, им хотелось чего-то нового и ценностного.
Я говорила, что мы меняем рынок путешествий в России и улучшаем опыт пользователей. Люди тянулись к этой идее. Я встраивала её во все процессы, презентации и собрания. На протяжении двух с половиной лет эта красная нить проходила через все мои выступления, как внутри компании, так и за её пределами, потому что я искренне верю в это. Мне об этом легко говорить, потому что это действительно то, что я чувствую.