Да, в 2019–2020 годах. На тот момент мы сами ещё не до конца понимали, как рассчитывать экономику, кто за что отвечает и на какие метрики может повлиять. Когда мы стали расширять отдел, появилось много новых ролей, и мы поняли, что технолог и продакт-менеджер, например, не могут напрямую влиять на эффективность. Разве что отчасти. Продакт-менеджер может улучшить процессы как для клиентского пути, так и для сотрудников. Маркетолог тоже не влияет на эффективность напрямую. Маркетологи отвечают за привлечение новых и удержание текущих клиентов.
В своё время мы прошли школу Beyond Taylor, попросили коллег помочь рассчитать мотивацию. Нам помогли, и стало ясно, какая роль за что отвечает, какие у неё перспективы. Всё это мы зафиксировали по метрикам и пересмотрели мотивацию.
Получилось неплохо. Я рекомендую многим компаниям и отделам внедрять такой подход, потому что это работает. Каждый отдел стал внимательнее считать свой бюджет, прежде чем что-то сделать или запустить. Коллеги стали думать, как это осуществить. Ещё они начали договариваться между собой — это тоже очень полезный навык. Раньше мы не могли принять решение, а теперь решения принимаются коллегиально. Например, потратим ли мы 300 000 рублей на это или на то? Раньше я бы согласовала это, а теперь мы думаем, договариваемся и решаем.
Если мы запускаем проект, у нас есть дегустации, промо-материалы для партнёров. Теперь менеджер, прежде чем провести дегустацию, сделать списание или корректировку, грамотно подходит к ситуации и выясняет, насколько это пойдёт на пользу. Готов ли он к этим тратам? Или, может, виноват кто-то другой, и это можно списать на логистику, склад, партнёра, перевозчика. Раньше всё просто списывалось, потому что менеджер не был замотивирован учитывать все расходы. Все это попадало в бюджет совета лидеров. Сейчас всё стало более прозрачно. Каждый сотрудник в отделе может увидеть мотивацию других и узнать, что у кого-то получается. Появляется дух соревнования. Видят, что у кого-то получается, и хотят так же. Приходят к нам, спрашивают, что они могут сделать, на что повлиять. Сотрудники стали относиться к этому серьёзно.
Мы стали смелее тестировать идеи. Когда у нас не было мотивации, мы не могли тратить деньги на тестирование так “свободно”. Сейчас понимаем, что есть бюджет — пусть это будет NN тысяч рублей, и отдел маркетинга по своему усмотрению может потратить определенную сумму из него на тесты гипотез, не согласовывая с руководителями. Если упрощать: бонусная часть зарплаты будет меньше, если бюджет будет потрачен неэффективно.
Да, получается, что мы тестируем на свой страх и риск, понимая, что можем потерять в мотивации, но, например, мы верим в эту гипотезу. Раньше было сложнее: нужно было доказать и обосновать, чтобы другой человек поверил. А теперь, если три маркетолога всё обсудили, посмотрели и решили — идея выдвигается и тестируется. У нас меньше групп для согласования, и мы сами отвечаем за свои решения. Если ошибаемся — то это наш опыт. Делаем выводы и идем работать дальше.
В каждой автономной команде — свой бюджет: в команде маркетологов, в команде продактов, в команде менеджеров.
Иными словами, если маркетологи захотели что-то проверить, им предоставляется бюджет, из которого они получают свою премию. Оттуда они могут взять сколько нужно. Так и у менеджеров. Если они хотят сделать что-то для партнёра или проекта и предполагают, что через три месяца результат будет успешным и принесёт прибыль — берите средства. Специалисты не согласовывают бюджет с нами, это происходит внутри их автономной команды.