Воронка продаж в B2B

Как правильно выстроить воронку продаж в B2B и улучшать её показатели шаг за шагом

Краткое содержание:
Что такое воронка продаж в B2B

Отдел продаж — это сложная и многогранная система, требующая постоянной настройки и совершенствования. Чтобы он стабильно приносил отличные результаты, необходимо не только выстраивать его процессы, но и годами оттачивать их.


В разных компаниях воронка продаж может выглядеть и работать по-разному, и я не претендую на абсолютное совершенство своей версии. Да и сама по себе воронка продаж — не волшебная палочка для решения всех проблем бизнеса. Скорее, это кисть, которой можно либо создать шедевр, либо оставить на холсте несколько непонятных мазков.


Давайте определимся с исходными данными. Я хочу взять нечто усредненное, что подойдет для любой ниши. При этом не так важно, что вы продаете: физические товары или SaaS-сервис. Логично выбрать продукт, который приобретают не один раз, а могут покупать каждый месяц, чтобы охватить и подписную модель. То есть на выходе мы имеем продукт, который компания-покупатель может использовать на ежемесячной основе.


Мне ближе история про холодные продажи, но классику никто не отменял. Поэтому воронку продаж мы будем строить, исходя из потока клиентов, которых нам приносит маркетинг.

Первый этап воронки продаж — квалификация
Не всё тот качественный лид, что пришёл по входящему обращению. Маркетинг грешит тем, что не всегда приводит целевой трафик. Поэтому первое, что необходимо сделать, — составить портрет целевого клиента или, по-другому, определить, что мы будем считать качественным обращением. У нас должен быть документ, где это зафиксировано, чтобы каждый участник процесса продажи мог оперативно к нему обратиться.

Зачем это необходимо?

  1. Если у менеджера по продажам есть KPI на конверсию из лида в продажу, то, имея такие договорённости, можно избегать конфликтов или негатива со стороны менеджеров
  2. Документ служит правилом для всех, в том числе для новых менеджеров по продажам, которые только вникают во все процессы вашей компании
  3. Документ — это третейский судья, к которому вы обращаетесь, если возникают разногласия по поводу качества лидов между отделом продаж и маркетингом
  4. В нашей воронке априори только качественные лиды
Второй этап воронки продаж — сегментация
Итак, нам пришёл звонок: по всем параметрам качественный лид. А как мы определили, что он качественный? Правильно! Задали ряд вопросов, чтобы понять, какой запрос у клиента.

Допустим, мы продаем IP-телефонию для бизнеса. Нам поступил звонок. Менеджер по продажам, сняв трубку, уточняет у клиента, какие задачи тот ставит перед IP-телефонией... Но одного вопроса мало. И тут хорошо спросить дополнительно: чем пользуетесь на данный момент и что не устраивает в текущем решении? Из ответа на этот вопрос можно получить много ценной информации для дальнейше работы с клиентом.

Ок, мы поняли через вопросы, что лид качественный. Теперь необходимо понять, а что это за клиент? У него один офис на пять рабочих мест или у него один офис и там 1500 рабочих мест? Нам необходимо оценить потенциал клиента и в зависимости от этого строить дальнейший диалог, предлагая разные решения. Скажем так: надо лечить ту болезнь, с которой пришёл больной, а не прописывать всем подряд настойку ромашки. Здесь также помогают вопросы. Можно задать вопросы следующего содержания:

  1. Какое количество сотрудников будет пользоваться телефонией?
  2. Какое количество минут исходящего трафика у вас в компании за месяц? Клиента можно подтолкнуть, чтобы он посмотрел исторические данные того решения, каким до этого пользовался.
  3. Звонки только по РФ или за рубеж тоже?
  4. Планируется ли расширение штата в ближайшие 3-6 месяцев?
В зависимости от сферы деятельности вопросов может быть больше или меньше и, конечно, они могут быть совершенно другими. Главная задача — понять потенциал клиента в деньгах.

Для чего нам это нужно?

  1. Чтобы мы могли прогнозировать продажи и понимать какой потенциал в деньгах в воронке у менеджера;
  2. Применять разные тактики при работе с клиентом;
  3. Работать с обратной связью от рынка. Если крупные клиенты не закрываются, значит это повод задуматься и «покопать» в своем продукте.
Есть стандартные категории сегментации и оценки потенциала клиента. В компаниях, где я работал, я старался внедрять A | B | C сегменты.

Я думаю, понятно, кто из них крупный, кто средний, а кто "малыш". В зависимости от размера компании и потенциала в деньгах можно спрогнозировать, когда мы сделаем первую продажу.

Если это клиент сегмента А, как правило, решения принимаются долго и не одним человеком. Поэтому рассчитывать на то, что вы закроете такого клиента за неделю — немного наивно. И наоборот, клиенты сегмента С, как правило, закрываются очень быстро, потому что решение принимает практически всегда тот же человек, кто обращается.

Мой опыт показывает, что среднее время закрытия А-клиента на первую продажу составляет в среднем 22 дня. В то время как у С-клиента среднее время закрытия 5 дней. Цифры в вашей сфере могут быть другие, так как здесь не учитываются проектные продажи и экспертные продажи.

Примеры критериев сегментации:

  • Выручка компании за прошлый отчетный полный год;
  • Количество сотрудников;
  • Исковые нагрузки;
  • География присутствия;
  • Количество точек продаж;
  • Количество сайтов;
  • Автопарк;
  • Количество станков и др.
Информация о выручке\сотрудниках и исковых нагрузках — это непреложные показатели. Их необходимо учитывать всегда. Можно уже на этапе сегментации выяснить, что компания подала на банкротство или в стадии реорганизации, и вы уже будете вооружены!

Отлично! Мы получили качественный лид, обработали его, просегментировали и довели до этапа коммерческого предложения.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: Отправляйте 100% лидов коммерческие предложения. Даже если они этого не просят. Конкуренция зашкаливает, и если сегодня не отправите вы, завтра клиент купит в другом месте, потому что менеджер той компании оказался проворнее и проявил чуть больше настойчивости и смекалки. Пусть у клиента всегда будут под рукой ваши цены и опции, а у вас — крючок для следующего звонка.
Третий этап воронки продаж — коммерческое предложение
После того как вы собрали нужную информацию на двух верхних этапах, пришло время подготовить коммерческое предложение. Хорошим тоном является наличие КП на фирменном бланке организации с хорошо читаемым текстом, крупными цифрами и описанием всего, что входит в стоимость предложения.

После общения с потенциальным клиентом необходимо в тот же день, в идеале в течение одного часа, отправить клиенту КП. Всегда держите в голове, что клиент может обращаться не только к вам, но и к конкурентам. Отправив КП, вы обновляете этап воронки, на котором находится клиент.

Далее, в идеале в течение суток после отправки, необходимо получить обратную связь по КП и задать уточняющие вопросы:

  • Всё ли понятно?
  • Когда планируете получить услугу?
  • Когда планируете заключить договор?
  • Могу выставить счёт?
  • Согласовано ли КП вашим руководством?

Ответы на эти вопросы дадут вам понимание, когда клиент может подключиться, а значит, вы сможете прогнозировать выполнение плана. Исходя из своего опыта, могу дать следующие цифры по времени нахождения клиента на этом этапе воронки:

  • А-сегмент — 11 дней
  • В-сегмент — 8 дней
  • С-сегмент — 2 дня
Время нахождения на этом этапе воронки важно отслеживать и не давать лидам «протухать», иначе можно заполнить свою воронку «мертвыми» клиентами.

Лайфхак: вместе с КП можно направить шаблон договора, чтобы ускорить процесс согласования, если клиент согласует ваше КП.
Четвертый этап воронки продаж — тестирование | заключение договора
Как только клиент дал отмашку, что он готов двигаться дальше, мы переводим его на следующий этап. Здесь есть разделение: когда клиенту необходим образец продукта для тестирования на производстве или тестовая версия сервиса. Если в вашем бизнес-процессе предусмотрено тестирование, смело включайте этот этап в воронку продаж! Если такого процесса нет, необходимо заключить договор согласно бизнес-процессу вашей компании.

На этом этапе важно держать руку на пульсе заключения договора. Уточните у клиента, сколько времени обычно требуется для согласования договора в их компании. Возможно, юрист в отпуске или на больничном. Эта информация также позволит спрогнозировать, когда сделка будет завершена. Вместе с договором обязательно отправляйте счет, чтобы не оставлять оплату на самый последний момент. Ведь клиент даже на этом этапе может «отвалиться».

Среднее время согласования договора по сегментам:

  • А-сегмент — 7 дней
  • В-сегмент — 5 дней
  • С-сегмент — 1 день
Пятый этап воронки продаж — сделка
Вы довели клиента из точки А в точку Б и, скорее всего, думаете, что можете гордиться собой. Но на самом деле всё только начинается. Ведь нам важно не просто сделать одну продажу, а превратить этого клиента в приверженца вашей компании и сделать его LTV бесконечным. И это — кропотливый труд.

Не забывайте о клиентах, которые совершили одну покупку. Ведь вернуть их, когда закончится время действия вашего продукта, будет гораздо сложнее, чем сразу поддерживать связь из месяца в месяц.
Закончить хочу рекомендациями. Это тезисы, которые выстраданы огромным количеством итераций и ошибок при работе с воронкой продаж в B2B.

  • Ведите всех клиентов в CRM. Сделайте интеграцию телефонии и заявок с вашей CRM, чтобы ни один лид не потерялся и автоматически регистрировался в системе.
  • Вносите в CRM все данные, что есть по клиенту: даты отгрузок, даты оплат, спецусловия, всех ЛПР и контактных лиц, дни рождения ЛПР, заметки о том, что конкуренты демпингуют, смены юридических адресов и юрлиц и т.д.
  • Высчитайте среднее время нахождения лида на каждом этапе воронки продаж. Если оно вышло за рамки нормы, автоматически сигнализируйте менеджеру, что на этот лид необходимо обратить внимание.
  • Посчитайте, как каждый этап воронки влияет на следующий. Это поможет в дальнейшем прогнозировать выполнение плана и расширять воронку.
  • Отказников необходимо вести по отдельной воронке. Но это уже совсем другая история.
Автор: Андрей Шапран
Основатель B2B PORT
Следующая статья
Предыдущая статья